16.01.2024
Чем аналитический отчет отличается от аттестационных
материалов
В некоторых ДОО для составления
годового отчета администрация предлагает воспитателям материалы, схемы, которые
используются при аттестации. В этом есть логика: педагогу будет легче
пройти аттестацию, если он заранее собирает и систематизирует
материалы по определенной форме. Но годовой аналитический отчет
и отчет, который готовит педагог к аттестации, заполняя
информационные карты, отличаются задачами.
Аттестационные
материалы демонстрируют
высокий уровень профессиональной компетентности воспитателя и доказывают,
что его притязания на заявленную категорию оправданны.
В словосочетании «годовой аналитический отчет» главный
смысловой акцент нужно делать на прилагательном «аналитический». Иначе
он превратится в доклад об успехах и достижениях.
Кроме того, аттестационные документы
воспитатель готовит один раз в 5 лет, а анализировать свою
деятельность необходимо как минимум раз в год, чтобы повысить качество
и результативность образовательного процесса.
Какие требования предъявляются к форме отчета
Форма аналитического отчета
воспитателя не регламентирована. Педагогические коллективы свободны
в выборе, и нет необходимости в том, чтобы все ДОО использовали
единую форму годового аналитического отчета. В каждой образовательной
организации, реализующей ООП ДО, могут быть свои особенности его написания.
Однако можно выделить общие пункты:
· общая характеристика группы;
· цели и задачи, которые были
поставлены на данный период;
· анализ условий реализации ООП
(образовательной среды);
· обобщенный анализ результатов
педагогической диагностики;
· анализ работы с детьми
с особыми образовательными потребностями;
· анализ взаимодействия
с родителями детей;
· анализ результатов профессионального
развития воспитателя;
· общие выводы и задачи
на следующий период.
Самое главное в отчете –
анализ. Основная его часть – разбор и оценка фактических данных,
а сами данные могут быть вынесены в приложения в виде таблиц
(приложение). Это сделает отчет компактным и содержательным. В рамках
данной статьи не предлагаются готовые варианты заполнения таблиц анализа,
т. к. фразы-клише педагоги часто используют без оглядки на конкретную
ситуацию. Они упрощают его работу, но делают ее менее полезной
и содержательной.
В анализе необходимо
самостоятельно выделить положительные стороны и проблемы. Для этого
воспитатели могут использовать матрицу SWOT-анализа. Этот метод позволит обозначить
сильные и слабые стороны образовательного процесса в дошкольной
группе. Под возможностями и угрозами в данном случае подразумеваются
внешние факторы, которые влияют на процесс: образовательная стратегия ДОО,
социальное окружение и т. д. Но для аналитического отчета воспитателю
достаточно проанализировать сильные и слабые стороны и возможности.
Что писать в аналитическом отчете
Остановимся подробно на каждом
пункте годового аналитического отчета воспитателя.
1.
Общая характеристика группы. В этом пункте не должно быть общих фраз.
Не стоит расписывать, как развивались дети в течение года, какие
сложились отношения между детьми и педагогом и т. д. О развитии
воспитанников нужно говорить на основании педагогической диагностики,
а о сложившихся партнерских отношениях – описывая
образовательную среду.
2.
Цели и задачи на данный период. Здесь педагог перечисляет цели
и задачи, которые он ставил на этот учебный год.
3.
Анализ образовательной среды в группе. В этом пункте воспитатель
описывает и оценивает условия, обеспечивающие развитие дошкольников. Для
этого он берет заполненные таблицы, которые впоследствии станут
приложениями к отчету, с фактическим материалом: данными
по РППС, проведенным мероприятиям, использованию педагогических технологий
и другим составляющим образовательной среды. Его задача – осмыслить
данные, которые он собрал в течение года, выделить сильные
и слабые показатели, записать, какие внутренние и внешние возможности
можно использовать, чтобы образовательная среда в группе была оптимальной
и соответствовала требованиям ФГОС ДО.
Далее необходимо рассмотреть только
самые сильные стороны и результаты образовательной деятельности
и самые слабые, проблемные, затем внести их в таблицу анализа:
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Возможности |
|
|
|
|
|
|
То, что находится в пределах
нормы, очевидно для воспитателя, администрации ДОО, осуществляющей контроль,
коллег. Эти показатели отражены в таблицах-приложениях,
на которые в отчете можно сделать ссылки.
Под словом «проблема» подразумеваются
вопросы, которые требуют внимания: воспитанники не достигли результатов,
воспитатель не предоставил возможности для развития способностей детей и
т. д.
Например, дети старшей группы
увлеченно занимаются с конструктором, проявляют способности, фантазию,
конструкторское мышление. Воспитатель успешно интегрирует разные
образовательные области на этих занятиях, реализует проекты, организует
конкурсы. Такую успешную работу педагог ставит себе в плюс.
Но будет ли также интересен этот конструктор детям в подготовительной
группе? Получат ли способности детей дальнейшее развитие? Получат, если
воспитатель при поддержке родителей предоставит детям возможность заниматься
с более сложным конструктором, например трехмерным, который
не ограничивает конструкторское мышление и фантазию ребенка.
4.
Анализ результатов педагогической диагностики. Воспитатель обобщает результаты
педагогической диагностики, отмечает, по каким направлениям
у воспитанников самые высокие (сильные стороны), а по каким
самые низкие (слабые стороны) показатели. Далее рассматривает возможности для
коррекции низких показателей и поддержки точек роста.
Как приложение к данному пункту
педагог использует таблицы с результатами педагогической
и психологической диагностики, проведенной в течение года. Они заполняются
по форме, предложенной авторами диагностик.
5.
Анализ работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Педагог анализирует работу
не только с детьми с ОВЗ, но и воспитанниками,
требующими особого педагогического подхода и индивидуальной работы, в т.
ч. с одаренными дошкольниками. Сильные стороны – те формы
индивидуальной работы, которые дали положительный результат,
а слабые – то, что не оказалось результативным или
планировалось, но не было реализовано.
6.
Анализ взаимодействия с родителями воспитанников. Воспитатель не только
называет наиболее и наименее результативные формы из тех, что
применялись в течение года, но и рассматривает возможность
использования новых форм.
7.
Анализ результатов профессионального развития воспитателя. Прежде чем определить, что
удалось и что не удалось в плане профессионального развития,
воспитатель указывает, над какой методической темой и в течение
какого срока он работал. Педагог фиксирует, какие источники профессиональной
информации он задействовал, оценивает их полезность:
· изучил…;
· ознакомился с…;
· расширил имеющиеся представления о…;
· взял за основу для разработки…
Это важная часть методической
копилки. Невозможно все удержать в памяти. Копилка станет хорошим
подспорьем в работе. К ней всегда можно вернуться и что-то
уточнить, подготовиться к докладу, дать полезный совет коллегам.
В качестве сильных сторон воспитатель фиксирует то, что он успешно
применяет на практике.
Также в годовом аналитическом
отчете воспитатель рассматривает образовательные технологии (ОТ), которые
использует в работе. Следует обратить внимание, что если в течение
года был реализован всего один проект, то некорректно писать, что
воспитатель успешно использовал проектную технологию в образовательном процессе.
Нужно указать, что он эту технологию освоил.
Не следует формулировать так:
«использовал элементы образовательных технологий». ОТ – целостная система,
в которой все элементы взаимосвязаны. И если какой-то элемент
из нее вычленяется, то об использовании технологии речь
не идет. Можно говорить лишь об отдельном приеме.
В качестве положительных сторон
воспитатель отмечает успешное транслирование собственного опыта, обучение
на курсах повышения квалификации, которое помогло его развитию как
профессионала. Как и в других пунктах, в приложении фиксируется,
что сделано, а в анализе – только самое эффективное.
В качестве проблемных сторон
педагог отмечает то, что не принесло ожидаемых результатов. Не нужно
бояться низко оценивать свое участие в методических мероприятиях
и качество их организации. Объективная профессиональная самооценка
всегда полезна, а годовой отчет – внутренний документ ДОО. Если
несколько членов коллектива выскажут обоснованное мнение, что курсы были
организованы плохо, администрация в будущем может рассмотреть другое
учреждение дополнительного профессионального образования для
их прохождения, в т. ч. дистанционно.
8.
Общие выводы и задачи на следующий период. Воспитатель оценивает
образовательную деятельность и ее результативность по всем
аспектам и в заключение на основе выявленных проблем
и возможностей формулирует задачи на следующий период.
Умение педагога видеть проблемы
в своей деятельности и находить пути их решения свидетельствует
о его высоком профессиональном уровне.
Такой подход
к написанию годового аналитического отчета связывает анализ и планирование
в единую систему. Выполнил или не выполнил воспитатель поставленные
задачи – критерий оценки эффективности образовательного процесса.
А качественный анализ, в свою очередь, позволяет педагогу правильно
планировать свою работу. Это дополнительный стимул для профессионального
развития. Если воспитатель не видит возможностей для преодоления проблем
и развития точек роста, необходимость указать их в отчете побуждает
изучить вопрос: опыт коллег, методическую литературу и т. д.
Таблицы-приложения к годовому
отчету воспитатель заполняет в течение года. Этот фактический материал
используется для разных целей: при подготовке к аттестации, для участия
в профессиональных конкурсах, распределения стимулирующей части фонда
оплаты труда.
Объем
годового аналитического отчета не определяет его качество. У начинающего воспитателя
и воспитателя, имеющего большой педагогический опыт, он может
значительно различаться. Но такой подход покажет руководителю ДОО,
видит ли педагог главные проблемы в своей работе, думает ли
он над тем, как их преодолеть. Старшему воспитателю это поможет
выстроить эффективную программу методической поддержки педагогов.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.07.2024
Дата обновления: 08.07.2024
Дата публикации: 16.01.2024