27.05.2019
В таком сложном и важном деле, как воспитание детей,
наиболее эффективным инструментом является театрализация, так как в ней
синтезированы практически все виды художественной деятельности в доступной и интересной
для ребенка форме – игре.
Универсальность театрализованной игры позволяет решать
практически все образовательные задачи в работе с детьми. Поэтому, нет ни
одного детского сада, где не использовался бы этот вид деятельности.
В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт
окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического
взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и
обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе раннего
развития театральной зоны или уголка сказки. И наша задача воспитателя –
сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным,
активным, мобильным.
Задачи театрализованной деятельности в первой младшей
группе:
- создать оптимальные условия
для развития творческой
активности ребенка в театрализованной деятельности;
- формировать у детей
живой интерес к театральной игре;
- развивать речь и
координацию движений у детей;
- побуждать детей к
двигательной импровизации;
- доставлять детям радость.
Большое значение для развития ребёнка 2-3х лет имеет
театральная среда, она способствует его самовыражению. Все дети любят слушать
сказки, но когда сказка оживает, когда герои начинают двигаться и разговаривать
– для детей это настоящее чудо! Чтобы нам, воспитателям, было чем показывать
такие «чудеса» мы собираем театральные уголки.
Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра,
чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок
и удобен.
В театральном уголке есть пальчиковый театр (когда каждая
куколка одевается на палец); резиновые куклы (представлены в виде резиновых
игрушек); настольный театр (все персонажи, а также некоторые атрибуты сказки,
например: избушки, лес, пеньки и др., представлены в виде деревянных фигурок);
куклы би-ба-бо (каждая кукла надевается на руку), теневой театр. Ну и
конечно же сцена или ширма, которые позволяют сделать кукольный спектакль более
интересным.
Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем
возрасте.
Надев
на руку куклу, воспитатель читает потешки, сказки, подражая голосам
животных.
Это вызывает у детей положительную эмоциональную реакцию,
дети
начинают повторять потешки и песни вместе со взрослым.
Пальчиковый театр с 2х лет – незаменимый помощник в общении
с ребятами. Знакомство начинается с формированием умений детей управлять
движениями собственных пальцев, а чуть позже обучают элементарным действиям с
куклами.
Воспитатель разыгрывает перед детьми сказку,
соответствующую возрасту детей.
Например: «Курочка
Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь» и другие. Во время
показа идет общение кукольных персонажей и детей.
Тесто ручками помнем
(сжимаем - разжимаем кулачки)
Сладкий колобок мы испечем (как будто мнем тесто)
Серединку смажем джемом (круговые
движения ладошками)
А верхушку - сладким кремом (по плоскости стола)
Бабушка и Дедушка: Подуйте, дети, на Колобок, пусть он
остынет, а мы пойдем в домик, мы очень устали…(Воспитатель дует вместе с
детьми.)
Колобок: Здравствуйте! А вы кто? (Ответы детей).
А где бабушка и дедушка? (Ответы детей.)
Заяц: Дети, кто же так весело песенку поет?
(Ответы детей.)
Колобок (Зайцу): А ты кто такой? Уши длинные, хвостик
маленький? Дети, кто это?..(и т.д.)
Воспитатель: Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Где наши ладошки? Похлопайте немножко!
Первые занятия с малышами проходят в виде кукольных
представлений, которые показывает воспитатель, а дети в этом случае являются
зрителями.
Основная задача таких встреч – познакомить детей с театром,
вызвать интерес к занятиям, создать доброжелательную атмосферу взаимодействия
воспитателя с детьми.
Основная работа по театрализованной деятельности проходит
по следующей структуре:
1 Приветствие (в игровой форме)
2 Подготовка (пальчиковая гимнастика или игровые
упражнения)
3 Работа над сценками
4 Уход
Воспитание и развитие детей в театрализованной деятельности
– одно из основных направлений работы воспитателя, где ставят спектакли,
шьют костюмы, делают декорации, изготавливают билеты, приглашают
зрителей.
Задача воспитателя - раскрыть талант каждого
ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.
Встреча с куклой
помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную
атмосферу. Во время игры в театральной зоне дети учатся понимать обращенную к
ним речь, составляют предложения, общаются со сверстниками, осваивают культуру
общения.
Предлагаем вашему вниманию наш вариант развивающей среды
- эстетично оформленная театральная зона «Буратино и Золотой ключик». В
уголке имеется сцена, уголок ряженья и достаточное количество масок для
драматизации сказок, дидактических игр, атрибутов, элементов декораций,
костюмов и шапочек для самостоятельной игры в театр.
Эти игры мы сочетаем с
артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, где малыши учатся воспроизводить
звуковые образы, осваивают правильное речевое дыхание, воспроизводят ритмы
стихотворения. Широко используя литературу и иллюстрированный материал, легко
сделать эти игры весёлыми и живыми.
Дети имеют свободный
доступ к игрушкам и игровому оборудованию, удовлетворяется потребность каждого
ребенка в речевой и творческой активности средствами театрально-игровой
деятельности.
Для показа детям
инсценировок по сказкам («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок»,
«Заюшкина избушка» и др.) используется театр картинок, настольный театр
плоскостных игрушек, музыкальные инструменты и магнитофон. Дети в восторге от
музыкально-театрального уголка.
Театрализованные игры
способствуют развитию памяти, учат доброте, чуткости, честности, смелости,
формируют понятия добра и зла. Робкий ребёнок станет более смелым и
решительным, застенчивый – преодолеет неуверенность в себе.
М.Е. Салтыков-Щедрин
утверждал, что «из всех существующих в мире тайн тайна куклы – самая
загадочная». Если к театральным куклам относиться серьезно, с полной
ответственностью и пониманием, что в кукольном театре сокрыто какое-то важное
сокровище и нужно искать «Золотой ключик», столь необходимый в воспитании
детей.
Одним из определяющих
факторов воспитания малышей является развивающая
предметно-пространственная среда – источник знаний и социального опыта ребенка.
воспитанников навсегда.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.05.2019
Дата обновления: 31.05.2019
Дата публикации: 27.05.2019